Истинно фашистские танки средние танки M13

Истинно фашистские танки: средние танки M13/40, M14/41 и M15/42 — часть 4 (модификации и оценка.

В конце лета 1941 года на свет появился танк Carro Armato M14/41. Он отличался от М13/40 более мощным дизельным двигателем SPA 15T (145 л.с.), конструкцией воздушных фильтров, приспособленных для боевых действий в пустыне, и улучшенной системой охлаждения. На бортах и в лобовой части корпуса появились крепления для запасных 20-литровых канистр. Первые танки М14/41 были изготовлены путём установки новых двигателей и модернизированных агрегатов в танки М13/40. Новые танки, благодаря почти полной своей идентичности предыдущему варианту, быстро осваивались экипажами. В 1941 году они поступали в подразделения взамен М13/40. В ряде случаев обе машины эксплуатировались совместно. В 1942 году М14/41 поступили в пять танковых батальонов 13, 14, 15, 16 и 17-й, отправленных в Тунис в начале 1943 года. Этими танками был вооружён и 18-й танковый батальон, находившийся на о. Сардиния. Практически все танки М14/41 были потеряны в Африке. Во всяком случае, после капитуляции Италии Вермахту достался только один танк этого типа.

Посмотреть на Яндекс.Фотках.

Средний танк M15/42.

Разработка модификации танка М14/41 с карбюраторным двигателем началась в 1942 году. Потребность в такой машине выявилась при совместных с немецкими войсками в Африке. Наличие боевых машин с разными типами силовых установок затрудняло снабжение войск топливом. Вопрос этот стал особенно актуальным после того как итальянские самоходки Semovente, выпускавшиеся на базе М13/40 и М14/41, начали поступать и в танковые части Германского Африканского корпуса. Установка 8-циллиндрового бензинового двигателя Fiat SPA 15TB мощностью 190 л.с. потребовала удлиннить корпус на 145 мм и изменить кормовую часть для размещения более мощной системы охлаждения. Ёмкость основного топливного бака довели до 367 л, а резервного до 40 л. Люк в корпусе перенесли с левого борта на правый. Правда, сделали это не сразу (по-видимому, сказалось наличие задела бронекорпусов) и первые М15/42 имели люк в левом борту. Усилилось вооружение танка за счёт установки 47-мм пушки Mod. 47/40 с длиной ствола в 40 калибров, обладавшей большей начальной скоростью бронебойного снаряда (829 м/с). На дистанции 1000 м бронебойный снаряд пробивал 42-мм броню. Боевая масса машины достигла 15 т, скорость 40 км/ч. Экипаж машины остался прежним 4 человека. Ни один из 82 выпущенных М15/42 в Африку не попал в мае 1943 года немецко-итальянские войска в Тунисе капитулировали, а вскоре капитулировала и Италия. Немецкие войска оккупировали Аппенинский полуостров и захватили всю итальянскую бронетехнику, включая М15/42. Впрочем, успей эти машины в Африку, никакого влияния на ход боевых действий они оказать не смогли бы. Несмотря на неоднократную модернизацию М11/39, его потомок М15/42 по сути оставался лёгким танком и противостоять поступавшим в 8-ю английскую армию средним грантам и шерманам не мог. Дальнейшее производство М15/42 осуществлялось в 1944 году фирмой Fiat-Ansaldo под немецким контролем. Общее количество выпущенных машин 219 единиц, в том числе 41 командирский танк М15/42 Cento Radio, который получил наименование PzBefWg.M42(i). От аналогичных вариантов на базе М13/40 и М14/41 эта машина отличалась отсутствием спарки курсовых пулемётов Breda и двери в правом борту корпуса. Эти машины поступили на вооружение 26-й немецкой танковой и 22-й кавалерийской дивизии СС Мария Терезия , первая из которых сражалась в Италии, Австрии и Словакии, а вторая вступила в бой против Красной Армии в Вене в апреле 1945 г. Кроме того, танки М15/42 поступили в 7-ю добровольческую горнострелковую дивизию СС Принц Евгений и воевали на Балканах. Несколько машин этого типа использовались немцами на советско-германском фронте в боях за Будапешт в январе 1945 г. После окончания Второй мировой войны некоторое количество М15/42 состояло на вооружении итальянской армии [1]. Оценка машины.

Во многих источниках информации распространена негативная или даже резко негативная оценка танка М13/40, базой для которой являются мемуары участников боёв в Северной Африке и Италии, причём как правило с англоамериканской или немецкой стороны. И те, и другие трудно назвать объективными применительно к итальянской тематике. Публикации же о технике с Апеннин с системным взглядом на вещи, где подробно рассматривается место танка в свете национальных военной доктрины и возможностей промышленности (по типу трудов М. Н. Свирина применительно к советскому танкостроению, Т. Йенца и В. Шпильбергера к немецкому и Р. П. Ханникатта к американскому), если и существуют, то вне зоны широкой известности. Поэтому из-за недостатка сведений о пути итальянского танкостроения, попытка анализа конструкции машины в своей основе будет опираться на широкоизвестные факты общего плана.

Итальянское Королевство в первой половине XX века было страной с достаточно развитой промышленностью. Всё необходимое для создания национальной танкостроительной школы имелось. Однако вследствие географического положения и ландшафта Италии, которые сильно затрудняют (если не сказать больше) действия танковых подразделений, значительная часть внимания и ресурсов отводилась на нужды авиации и флота. Морская и воздушная мощь фашистской Италии по состоянию на начало Второй Мировой войны являлась вполне адекватной, неплохими образцами стрелкового, артиллерийского и автотракторного вооружения оснащались и сухопутные части Реджио Эзерчито. Что же касается танков, то для агрессивной колониальной политики фашистского руководства Италии на африканском континенте хватало дешёвых потомков Рено FT17 и танкетки Виккерс-Карден-Ллойд , т. е. Carro d assalto Fiat 3000 и машин семейства Carro Veloce CV3.

Когда по опыту Гражданской войны в Испании возникла необходимость в создании танковых войск, они были организованы и за достаточно короткое время для них была разработана машина, призванная стать их основой. Именно ей и являлся М13/40. За неимением точных данных трудно предполагать, на что ориентировались итальянские военные и инженеры, но опыту военных действий в Испании скорее всего за исходную точку был взят советский Т-26, который был сильнейшим танком в своём классе на тот момент. Даже если эта гипотеза неверна, то конвергенция технической мысли в этих машинах очевидна. С конструкцией двадцать шестого итальянцы были однозначно знакомы, поскольку немало трофейных танков воевало в рядах франкистов и их союзников, однако уже тогда всем участникам конфликта стало ясно, что Т-26 не идеал, особенно в плане защищённости. Повышение бронезащиты требовало усиления подвески с более мощным мотором и именно этим занялись советские конструкторы в 1937 1939 годах. Удалось это им только частично. А вот итальянцы в лице М13/40 полностью довели до ума эту концепцию он получил гетерогенное бронирование толщиной до 37 мм с некоторым наклоном, защищавшее его в фронтальном секторе от огня крупнокалиберных пулемётов и противотанковых ружей, дизельный двигатель и надёжную подвеску по типу -IIA (которая с успехом испытывалась на одном из опытных Т-26). Основное вооружение также было равноценно двадцать шестому , особенно если учесть проблемы с бронебойными 45-мм снарядами у последних. То, что так хотели советские военные в 1937-38 годах и что только частично было реализовано в 1939-ом, получилось на Апеннинах в 1940-ом. Это можно вполне рассматривать как значительный успех. Бои в Северной Африке в конце 1940 года показали, что М13/40 оказался вполне адекватен ситуации, а корни поражения итальянских войск лежали вовсе не в качестве их материальной части.

Но в дальнейшем у итальянского танкостроения начались проблемы. Конец 1930-ых годов (а французы к этому пришли ещё раньше) ознаменовался осознанием того факта, что появившаяся противотанковая артиллерия враз сделала большинство существовавших тогда танков устаревшими. Настоятельно требовалось повышение защищённости, но только немногие уже существующие машины (немецкие Panzerkampfwagen III, IV, и 38(t), советские Т-28) имели резервы для добронирования, у остальных этому мешали компоновочная схема, недостаточно мощная силовая установка или слабая подвеска. Началось проектирование танков нового поколения, у итальянцев такой машиной должен был стать средний (по национальной классификации тяжёлый) танк Carro Armato P26/40. Но по ходу его развития возникли трудности с созданием предназначенной для него силовой установки. При несколько архаичной конструкции он, тем не менее, являлся вполне боеспособной машиной. Однако число (от 1 до 5, согласно разным источникам) построенных P26/40 до капитуляции Италии в сентябре 1943 года наглядно свидетельствуют о возможностях итальянского танкостроения.

Но наличие хоть каких-то танков неизмеримо лучше их полного отсутствия, тем более что по состоянию на весну лето 1942 года характеристики М13/40 и ставшего его дальнейшим развитием М14/41 были ещё вполне на уровне других машин подобного класса. В какой-то мере сходные по ряду технических данных немецкие Panzerkampfwagen 38(t), британские Крузейдеры , американские Стюарты и советские Т-70 вовсю воевали и были востребованы в армиях своих стран. Некоторый недостаток качества материальной части может быть вполне возмещён её количеством, но и с выпуском нужного количества танков для массового оснащения ими Реджио Эзерчито итальянская промышленность не справилась. В то время, когда Третий Рейх, СССР и США оперировали десятками танковых дивизий, танковых корпусов и танковых армий, у Италии по состоянию на начало 1943 года хватило сил только на три танковые дивизии и не более пары десятков отдельных танковых батальонов. Причём эти части были не чета по своей мощи одноимённым аналогам в армиях других стран. Один только американский танковый батальон полковника Альжера (первым из американских частей применивший Шерманы в Тунисе) по своей силе стоил всего танкового полка дивизии Чентауро , если не всей этой дивизии (что не помешало ему быть наголову разбитым немцами при Сиди-Бузид). В свете кардинально изменившейся обстановки экстенсивное развитие М13/40 было скорее паллиативом, чем действенным средством решения проблем. Но это не мешало их применению с весьма хорошими результатами, например танковая дивизия Чентауро за счёт грамотного тактического использования своих танков во время отступления из Ливии в Тунис нанесла существенные потери британским войскам, а её наступление в своём секторе под Кассерином против американцев было довольно успешным. Но как только дезорганизация американских войск была в какой-то степени преодолена, превосходство материальной части (причём не только Грантов и Шерманов , но и лёгких Стюартов ) сразу же дало о себе знать.

1943 год стал переломным моментом. Настоятельно требовавшийся Реджио Эзерчито P26/40 всё ещё не был готов. Положение частично спасали удачные САУ на базе М13/40 и его потомков , но полностью самоходки не могли подменить собой танк. В армиях союзников и противников в тот период доля танков Panzerkampfwagen IV, Кромвель , Шерман и Т-34 неуклонно увеличивалась, вытесняя лёгкие машины предыдущего поколения или мобилизационного характера, время которых к 1943 году безвозвратно ушло. Лучшие из них, как британский Валентайн , американский Стюарт или советские Т-70 и Т-80, сохраняли свою ценность для ряда нишевых применений (разведка, преследование и т. п.), но в качестве основной силы танковых войск им места уже не было. А в Италии танковый полк вновь формируемой после разгрома в Африке дивизии Ариете в качестве материальной части получил Carro Armato M15/42 улучшенный вариант M13/40, который эффективно мог противостоять разве что Стюартам.

Посмотреть на Яндекс.Фотках.

Советский лёгкий танк Т-26 образца 1939 года.

Очень близким по общей концепции (лёгкий пехотный танк массой 10 16 тонн) и своим характеристикам к M13/40 был советский лёгкий танк Т-26-1, также известный как Т-26 обр. 1939 г. При более сильном бронировании, итальянская машина несколько уступала советской в баллистических свойствах своей пушки. Французские танки этой категории того периода, например Гочкис H39, являлись реализацией несколько иного замысла они имели мощное для машин такого класса бронирование при более слабом вооружении в виде короткоствольной 37-мм пушки, причём платой за высокую защищённость стал малочисленный экипаж из двух человек. В целом нельзя сказать, что они превосходили M13/40. В июне 1940 года, почти одновременно с М13/40, в Великобритании в серийное производство был запущен пехотный танк Валентайн , который при большей на две тонны массе обладал очень мощным для лёгкого танка бронированием до 65 мм. Броня такой толщины была на любой дистанции не по силам 47-мм пушке М13/40, а 40-мм пушка британского танка не имела проблем с поражением итальянской машины на реальных дистанциях боя. Эти два образца танковой техники сражались между собой в Северной Африке и при правильной с обеих сторон организации боевых действий преимущество оставалось за британским танком. Единственным положительным фактором в сравнении с Валентайном у М13/40 являются его лучшие возможности по борьбе с небронированными целями наличие осколочного снаряда к 47-мм пушке (англичане не комплектовали 40-мм танковые пушки этим видом боеприпасов) и трёх пулемётов против одного. Что же касается другого весьма близкого по массе противника М13/40 американского М3 Стюарт , то при близком бронировании последний значительно превосходил итальянского оппонента в бронебойном действии снарядов своей 37-мм пушки и ещё сильнее в подвижности. Как и в случае с Валентайном , преимуществом М13/40 была большая поражающая сила 47-мм осколочного снаряда.

Посмотреть на Яндекс.Фотках.

Британский пехотный танк Valentine Mk. II.

Посмотреть на Яндекс.Фотках.

М13/40 в военном музее Белграда, Сербия.

Достоверно известно о четырёх уцелевших до настоящего времени экземплярах М13/40, все они неходовые и являются музейными экспонатами в разной степени повреждений и некомплектности. По одной машине владеют канадский музей при базе Борден . музей Абердинского испытательного полигона Армии США . британский танковый музей в Бовингтоне (см. иллюстрации к предыдущим постам) и военный музей в Белграде . Сербия.

Тактико-технические характернистики Carro armato M13/40.

Классификация лёгкий танк Боевая масса, т 14 Компоновка классическая, однобашенная Экипаж, чел. 4 История Год(ы) производства 1940 1941 Год(ы) эксплуатации 1940 1945 Количество выпущенных, шт 710 Использовался Размеры Длина корпуса, мм 4915 Ширина корпуса, мм 2280 Высота, мм 2370 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса (верх), мм/град. 30/11 Лоб корпуса (низ), мм/град. 30/цил. Борт корпуса (верх), мм/град. 25/9 Борт корпуса (низ), мм/град. 25/0 Корма корпуса, мм/град. 25/0 и 25/20 Днище, мм 6 Крыша корпуса, мм 14/90 Лоб башни, мм/град. 37/16 Маска орудия, мм/град. 37/цил. Борт башни, мм/град. 25/22 Корма башни, мм/град. 25/22 Крыша башни, мм 14/85 Вооружение Калибр и марка пушки 47-мм Ансальдо L/32 Тип пушки танковая Длина ствола, калибров 32 Боекомплект пушки 104 выстрела Углы ВН, град. +20 /-10 Углы ГН, град. 360 Пулемёт(ы) 3-4 8-мм пулемёта Бреда (2832 патрона) Подвижность Тип двигателя V-образный 8-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения SPA 8 TM40 V-8 Мощность двигателя, л.с. 125 при 1900 об/мин. Скорость по шоссе, км/ч 32 Запас хода по шоссе, км 210 Удельная мощность, л.с./т 8,9 Тип подвески сблокированная, на балансирах и полуэллиптических рессорах Удельное давление на грунт, кг/см2 0,92 Преодолеваемая стенка, м 0,8 Ширина преодолеваемого рва, м 2,1 Преодолеваемый брод, м 1,0.